Галерея знаменитостей - Сергей Есенин

Сергей Есенин Время рождения:
3.10.1895 13:36:00
Часовой пояс: +3
Сергей Александрович Есенин (1895 — 1925) — русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества — имажинизма.

Интересные факты

Теоретик (Черный Меркурий, Белый (серый) Юпитер)
Сергей Есенин был не только поэтом, но и теоретиком искусства. Он возглавил имажинистов (новое вольнодумное течение в поэзии), много выступал со стихами и поэтическими декларациями, редактировал, очень много читал, писал умные, блестящие по стилю статьи. Есенин с глубоким интересом анализировал современные процессы и тенденции в поэзии и литературе, предпринимая попытки повлиять на их развитие путем утверждения школы имажинизма.
Однако позже поэт почувствовал расхождение с философией имажинистов и объявил о своем уходе. «Считаю, что поэт и не может держаться определенной какой-нибудь школы. Это его связывает по рукам и ногам. Только свободный художник может принести свободное слово», - напишет Есенин в своей автобиографии. «В стихах моих читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование и ту образность, которая указала пути многим и многим молодым поэтам и беллетристам. Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах. Он живет во мне органически так же, как мои страсти и чувства. Это моя особенность, и этому у меня можно учиться так же, как я могу учиться чему-нибудь другому у других».

Любовь и брак (Белое Солнце, Черная Венера)
За недолгую жизнь у Есенина, помимо бессчетного количества любовниц, было четыре брака, один гражданский (с Анной Изрядновой) и три официальных (с Зинаидой Райх, Айседорой Дункан и Софьей Толстой). Семейные отношения быстро надоедали поэту, превращаясь в тяжелое бремя, которое сковывало и тяготило его. Разрывая одни отношения, жаждущий впечатлений и легко увлекающийся Есенин вскоре заводил другие, в которых вновь наступал неизбежный момент исчерпанности, неудовлетворенности, что приводило к очередному разрыву.
Но, несмотря ни на что, его любили все и всегда, любого — буйного, хмельного и похмельного, любили и нежным, и хамом. Женщин, любивших его, было много, а любви в его жизни было мало. Сам Есенин объяснял это так: «Как бы ни клялся я кому-либо в безумной любви, как бы я ни уверял в том же сам себя, — все это, по существу, огромнейшая и роковая ошибка. Есть нечто, что я люблю выше всех женщин, выше любой женщины, и что я ни за какие ласки и ни за какую любовь не променяю. Это — искусство…»

Домашний тиран (Черный Меркурий)
В быту, в любви Есенин был, мягко говоря, непрост. Он совершал настоящие погромы, крушил мебель, бил посуду, дрался и порой становился невменяем и неуправляем. Поэт был ревнив. Выпив, становился просто невыносим, устраивая беременной жене (Зинаиде Райх) безобразные скандалы. Он любил по-русски: сначала бил, а потом валялся в ногах, вымаливая прощение. Подобное поведение Есенина позже повторялось и в отношениях с его второй официальной супругой, Айседорой Дункан.

Алкогольная зависимость (Черная Луна)
«Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь».
С. Есенин, поэма «Черный человек»

Айседора Дункан видела, что ее любимый спивается, и, чтобы спасти его, решила увезти за границу. В мае 1922 года Есенин и Дункан зарегистрировали брак и уехали сначала в Европу, затем в Америку. Но там он из великого поэта стал просто мужем Дункан. От этого злился, пил, гулял, бил, потом каялся и объяснялся в любви. Друзья Айседоры были в ужасе от ее семейной жизни: «Как ты позволяешь так с собой обращаться?! Ты — великая балерина!» Айседора оправдывалась: «Он болен. Я не могу его бросить. Это все равно что бросить больного ребенка».

Мастер (Белый Марс)
Есенин говорил о стихотворцах-ремесленниках: «Все они думают так: вот - рифма, вот образ, и дело в шляпе: мастер. Черта лысого - мастер... А ты сумей улыбнуться в стихе, шляпу снять, сесть; вот тогда ты - мастер!» Сам он умел не только «улыбнуться в стихе»... Есенин был настоящим народным поэтом, мало кто остается равнодушным к его творчеству. Поэтический язык Есенина при всей его эстетической и эмоциональной насыщенности, удивительно легок для восприятия. Простота и совершенство формы помогают читателю увидеть мир глазами поэта и ощутить всю тонкость его переживаний. А музыкальность, пронизывающая произведения Есенина, не перестает вдохновлять композиторов, превращая многие из его стихов в популярные песни.
Сам Есенин неоднократно выступал перед публикой со своими произведениями, поражая слушателей неистовой, бурной, громогласной манерой чтения. При этом он сопровождал декламацию очень выразительной жестикуляцией, что придавало его стихам дополнительную выразительность и силу. Иногда Есенин имитировал Блока и Белого. Стихи Блока он читал серьезно и с уважением, а стихи Белого - с издевкой, имитируя его манеру чтения стихов.

Есенин и Маяковский (Черный Сатурн)
Отрицательное отношение Есенина к Маяковскому подчеркивали многие литераторы из окружения последнего. В.Б. Шкловский, например, утверждал, о Есенине следующее: «Маяковского он не любил и рвал его книги, если находил в своем доме». «Странными» называет отношения Маяковского и Есенина В.С. Рождественский: «Их связывала тесная, никогда не утихающая неприязнь. Для Маяковского Есенин был несомненным “лирическим злом”. Он, никогда не отделяя его от восторженной, не в меру чувствительной есенинской аудитории, полемизировал с ним и с ней, с иронией отзывался о есенинских поэтических приемах. Вспыльчивый и крайне обидчивый, Есенин никогда не мог ему этого простить». А вот свидетельство пролетарского поэта Н. Полетаева: «Есенин не терпел соперников, даже признанных, даже больших. Как-то на банкете в Доме печати, кажется, в Новый год, выпивши, он все приставал к Маяковскому и чуть не плача кричал ему: «“Россия моя, ты понимаешь — моя, а ты... ты американец! Моя Россия!” На что сдержанный Маяковский, кажется, отвечал иронически: “Возьми, пожалуйста! Ешь ее с хлебом!”»