Галерея знаменитостей - Андрей Тарковский

Андрей Тарковский Время рождения:
4.4.1932 15:23:00
Часовой пояс: +4
Андрей Арсеньевич Тарковский (1932-1986) — российский кинорежиссер, народный артист России, снявший такие известные картины, как «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало», «Сталкер» и др.

Интересные факты

Детство. Отрочество. Юность. (Белое Солнце)
По воспоминаниям однокашников, у Андрея Тарковского уже в детстве было чувство избранности, аристократичности. Андрей учился школе, занимался живописью, музыкой, много читал. Однако любое его юношеское увлечение довольно быстро проходило, и мать часто упрекала сына за его разбросанность. Окончив художественную школу, Тарковский поступил на арабское отделение ближневосточного факультета Московского Института Востоковедения. Потом учёбу бросил и провел лето в геологоразведочной экспедиции в Сибири. А по возвращению в Москву, успешно сдав вступительные экзамены, Андрей Тарковский был принят на режиссёрское отделение ВГИКа, в мастерскую Михаила Ромма.

Призвание (Белый Юпитер)
Тарковский считал, что подлинный художник, а более того — гений, являются рабами дара, которым они наделены. «Я никогда не понимал, что такое кино, - говорил выдающийся режиссер, - я почувствовал, что при помощи кино можно прикоснуться к какой-то духовной субстанции». Он был против того, чтобы кино было только развлекательным, считал его могучим потенциалом воздействия на душу человека. Для Андрея кино было способом исследования человеческой души.

Профессия (Черный Марс, Черный Меркурий)
В каком-то смысле Андрей Тарковский относится к первооткрывателям в искусстве. Причудливый кинематографический язык режиссера делает его творчество непростым для восприятия массовым зрителем. Часто замедленный ритм его картин почти гипнотически заставляет погрузиться в них, как в поток сознания без начала и конца.
Актер для Тарковского был личностью, которая выражала его собственные идеи, поэтому тот должен был погасить в себе актерскую натуру. Тарковского устраивали актеры, которые ему подчинялись. В этом плане для него идеальным был Анатолий Солоницын, сыгравший Рублева. Он был очень тонкий и чуткий актер, всем своим существом преданный Тарковскому. Недаром Андрей снимал его во всех своих фильмах.

Любовь и семья (Черный Сатурн, Черная Луна, Белая Венера)
Свое отношение к женщинам Тарковский выразил такими словами: «Женщина — символ любви, а любовь, по-моему, во всех смыслах самое высшее, что есть у человека на земле...». Жена Лариса Павловна Кизилова стала для Тарковского своеобразным щитом, или, если угодно, фильтром, между хрупкой психикой мужа и ненужным человеческим разнообразием. Лариса гарантировала ту самую защищенность, которой, видимо, так не хватало нервному, рефлексирующему Тарковскому. Любовь ее к мужу была не словесно-сентиментальной, а деятельной. Она варила, жарила, стирала, она устраивала подпольные просмотры запрещенных картин мужа влиятельными культурными персонами, вела финансовую политику семьи, была его личным секретарем, да и вообще он передал ей почти все свои организационные дела, за исключением тех, что непосредственно были связаны с творческим процессом.

Характер (Белая Венера, Черный Сатурн)
Замкнутый, часто погруженный в себя, склонный к самокритике, Андрей Тарковский так высказывался о самом себе: «Мне кажется, что я недостаточно люблю себя. Тот, кто недостаточно любит себя, не знает цели своего существования, не может, по-моему, любить других. И мне кажется, что я недостаточно люблю себя и поэтому недостаточно люблю окружающих. У меня есть один очень серьезный недостаток — нетерпимость. Я все хочу от нее избавиться, но боюсь, что мне это не удастся…»

Отношения с властью (Черный Сатурн, Белое Солнце)
За двадцать лет работы в кино режиссеру позволили сделать на родине всего пять фильмов. И выход каждого из них сопровождался унизительными издевательствами — бесконечными придирками, поправками, организацией травли в прессе, политическими обвинениями. В глубине души Тарковский болезненно реагировал на критику со стороны идеологов от «культуры». Пытаясь отгородиться от их нападок, в одном из интервью режиссер заявил: «У нас критики нет». Несмотря ни на что, Тарковский всегда был глубоко привязан к своей стране: «Я очень люблю свою страну, совершенно не представляю, как можно долго жить вне ее. Я чрезвычайно люблю деревню, в которой жил, которую я называю своей родиной» - говорил он. Однако, будучи убежденным, что его работы никогда не будут должным образом оценены в СССР, Андрей Тарковский принял трудное для себя решение остаться за границей. В ответ Союз объявил Андрея Тарковского предателем, изъял из проката его картины, отказался выпустить к нему сына и жену. Разлука с семьей, разлука с родиной сильно сказались на его здоровье и во многом явились причиной раннего ухода из жизни. Эти мотивы отчетливо прозвучали в творчестве режиссера. Так, в драме «Ностальгия», которую Тарковский снимал уже за границей, он рассказывал о русском поэте, умершем в Италии от тоски по Родине.

Смерть (Черная Луна, Черный Марс)
С медицинской точки зрения Тарковский умер от курения и рака горла, и был ему всего 51 год. Он был человеком с неповторимым взглядом на мир, "человеком, который увидел Ангела", как гласит надпись на его могиле.