Галерея знаменитостей - Михаил Булгаков

Михаил Булгаков Время рождения:
15.5.1891 00:00:00
Часовой пояс: +2
Михаил Афанасьевич Булгаков (1891—1940) — русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор повестей и рассказов, множества фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев, оперных либретто. Самым известным произведением, принесшим ему бессмертную славу, является роман «Мастер и Маргарита».

Интересные факты

Смерть отца (Черный Сатурн)
Для чрезвычайно ранимого и впечатлительного Миши Булгакова главным кошмаром его детства стала безвременная смерть отца. Афанасий Иванович Булгаков скончался 14 марта 1907 года от нефросклероза. Болезнь была непродолжительной, и смерть главы семейства обрушилась на всех как сошедшая с гор лавина. Пятнадцатилетний Миша пережил этот удар судьбы едва ли не тяжелее всех. Несомненно, именно с тех пор в его характере навсегда укоренились чисто мальчишеские гордость, обостренное чувство собственного достоинства, свободолюбие, обидчивость, незащищенность, упрямство, и даже некоторая заносчивость, что позже отчетливо проглядывали в облике уже вполне сформировавшегося мужчины и во многом определили его поведение в некоторых ситуациях.
Удивительным образом писатель, так же как и его отец скончался в начале марта от той же самой болезни - злокачественного нефросклероза. Разница в возрасте с отцом составила всего один год.

Мастер литературы и театра (Белое Солнце, Белый Марс)
Почти все творчество Михаила Булгакова в какой-то степени автобиографично. Во всяком случае, к таковым можно отнести все его романы, значительную часть пьес, некоторые повести и рассказы. Булгаков работал в самых разнообразных литературных жанрах, однако к своей театральной деятельности относился с особым воодушевлением. «Он обладал даром великолепного рассказчика, смелого, неожиданного. Он пришёл в театр с богатым жизненным опытом, который в его рассказах получал новую, порой парадоксальную образность. Он умел увлечь актёров. Он вносил в жизнь театра страстность, поиск и открывал всё новые и новые качества в созданных им литературных образах. Он не только потенциально, но фактически был великолепным актёром. Может быть, именно это качество и определяет вообще подлинную сущность драматурга, ибо хороший драматург в потенции неизбежно является актёром. Если бы его попросили сыграть сочинённую им пьесу, он сыграл бы её всю, и сделал бы это с совершенством. Так, в «Турбиных» он показывал почти все образы, охотно и щедро помогая актёрам. Он не просто присутствовал на репетициях — он ставил пьесу», — вспоминает театральный критик и режиссер П. Марков.

Выдумщик (Белое Солнце)
Актер театра и кино М. Яншин так описывает свои впечатления от знакомства с великим писателем в середине 20-х: «Всегда жизнерадостный, лёгкий на подъём, всегда подобранный, с немного подпрыгивающей походкой, остроумный, очень легко идущий на всякие шутки, на всякие острые словца, устроитель всевозможных игр — в «блошки», в «бирюльки», организатор лыжных прогулок, он был неистощим на всякие выдумки, на всякого рода призы, на условия соревнования».

Любимец женщин (Черная Венера)
Обладающий удивительным магнетизмом, умеющий производить впечатление и красиво ухаживать, Михаил Афанасьевич, бесспорно, всегда был объектом женского внимания и восхищения. В разные периоды жизни его любили абсолютно шикарные женщины. Апофеозом его семейной жизни стала третья жена, Елена Сергеевна Шиловская, с которой, в основном «списан» образ Маргариты. Но до нее в этот образ совершенной женщины влились жертвенная любовь первой жены, спасшей мужа от губительного пристрастия к морфию, и дух второй, настоящей аристократки и светской дамы, выведшей его в свет подлинной московской интеллигенции. Итак, у Михаила Булгакова жен было всего три, которых он, к слову, поступательно бросал, кроме последней.

Зависимость от морфия (Черная Луна, Черный Сатурн)
По мнению специалистов, случай М. Булгакова уникален тем, что по своей природе писатель был предрасположен к различным зависимостям. Он был психастенической, тревожной личностью, склонной к депрессиям, тревогам, сверханализу, расстройству сна, ипохондрии, головным болям. (Позже он проходил по этому поводу сеансы психотерапии и гипноза). Именно такие люди чаще всего становятся зависимыми от наркотиков. Поэтому вопрос, как он смог преодолеть зависимость от морфина, остается загадкой. Очевидно, ему очень помогла жена – его интуитивный психотерапевт. По всей видимости, она делала ему инъекции с дистиллятом и при этом давала пить опиумную настойку. Постепенно с инъекционной зависимости он перешел на более легкий вариант – пероральный. Со временем дозировка уменьшалась, и Булгакову удалось избавиться от зависимости. Но самое главное – у него была мотивация. Только при ее наличии пациент может выздороветь. У Булгакова было творчество. Нарциссическая душа писателя требовала творения, представления себя миру. Предъявлять себя в виде наркомана он не мог, наоборот, всячески скрывал эту сторону своей жизни. И тогда ценой невероятных усилий он совершил подмену одного наркотика другим: предпочел морфию творчество.

«Писатель всегда будет в оппозиции к политике, пока сама политика будет в оппозиции к культуре» (Черный Меркурий, Белый Юпитер)
Всей своей жизнью Булгаков восставал против обыденности и пошлости разума, против неестественных ограничений, испытывая, по словам К. Паустовского, «острую и уничтожающую ненависть ко всему, что носило в себе хотя бы малейшие черты обывательщины, дикости и фальши».
Сейчас невозможно себе представить всю тягостность атмосферы, окружавшей Михаила Афанасьевича в последнее десятилетие его жизни. Его произведения запрещали ввиду подрыва основ советской власти, травили в прессе или просто игнорировали. В своем письме в 1930 г. он обратился к Сталину с совершенно потрясающими по смелости словами: «На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он всё равно не похож на пуделя». Ему предлагали «съездить на завод и посмотреть там, как работают люди», советовали «написать революционную пьесу» или «заявление о принятии социализма». Даже люди из близкого окружения, те, кто считался друзьями, говорили открытым текстом: «Сдавайтесь, уже все сдались!» «Сдаться», т.е. начать писать, как того требовало время, было для Булгакова даже не равносильно смерти, это было много хуже, это стало бы предательством всех идеалов, которые писатель берег с чисто детской трепетностью и романтизмом.