Галерея знаменитостей - Марта Грэм

Марта Грэм Время рождения:
11.05.1894 6:00:00
Часовой пояс: -5
Марта Грэм (1894-1991) - американская танцовщица, педагог и хореограф, выдающийся деятель американского танца модерн, автор более 190 постановок.

Интересные факты

Блестящая идея (Черное Солнце в контексте Стихии Огня (через серый Марс и Венеру))
В детстве на Марту очень большое влияние оказал ее отец, который работал врачом и использовал физические движения для устранения нервных расстройств. Доктор Грэм считал, что тело может выражать внутренние чувства человека, и эта идея весьма заинтриговала его дочь. Фактически Марта посвятила всю свою жизнь ее выражению, создав для этого собственную школу танца. Грэм быстро нашла свой индивидуальный стиль, свой неповторимый художественный шарм, и начала проводить сложные эксперименты в танцах. Она иллюстрировала свое видение мира через необычные рваные движения, которые никто ранее не применял. Грэм считала, что это физическое выражение дало выход духовным и эмоциональным аспектам, которые были полностью проигнорированы в других западных танцевальных формах. Эта идея фактически полностью захватила ее, и держала даже после того, когда она уже не могла танцевать.

Мать современного танца (Белый Меркурий, Белая Луна)
Участие в танцах требовало от Марты огромной дисциплинированности, самоотдачи и повседневной работы над собой, что она успешно и делала. При любых обстоятельствах она следовала высшей цели. Это стало прекрасным трамплином, который помог сотворить настоящую революцию в танце. Идея, которой она бредила еще с детства, нашла выход, и в этом немалую роль сыграла стихия огня.
Марта Грэм считается матерью современного танца. Она создала его единственную полностью кодифицированную технику и оказала огромное влияние на все его области. До нее существовали или фривольные танцы в кабаре, или европейский балет, в котором мужчине и женщине отводились строго определенные гендерные роли. В своих танцах Марта отказалась от стандартных взглядов и стремилась к тому, чтобы сделать свои персонажи безличными, условно-формальными, сильными и даже маскулинными. В теле танцора зрители должны видеть человека вообще – дисциплинированного, сильного, способного к высокой концентрации.

Идеальная форма (Белый/Серый Марс, влияние стихии Огня, Белый Сатурн)
Для Марты танец был делом всей ее жизни, и для этого дела она ничего не жалела. Грэм говорила: «Всю свою жизнь я танцевала. Иногда из-за этого мне приходилось отдавать все свои силы. Иногда это было неприятно, иногда – страшно, но в конечном итоге – это неизбежно». Вопреки всем сложностям, тягостям, усталости и проблемам Марта продолжала танцевать и беспрестанно следовала своей цели, упорно совершенствуя технику и язык танца.
Но в то же время она проявила фундаментальное новаторство в стиле. Марта начала поиски, которые в конечном итоге и привели ее к модерну – стилю, который трактовал танец как один из путей самопознания, как средство, способное осветить подсознательные, тончайшие человеческие эмоции.
Она освободила танец, который с одной стороны был обременен золотыми цепями академизма, а с другой – был слишком легкомысленным. Ее новая форма сделала классический балет более близким и понятным простому зрителю. Хореография стала строиться на основе отличных сюжетов, не типичных для классического европейского балета. Хореограф стремилась дать телу танцовщика наибольшую свободу в воспроизведении эмоционального состояния. Сосредоточив внимание на основной деятельности человеческой формы, она оживляла тело сырой, электрической эмоцией. В результате, ее техника была освоена многочисленными последователями и востребована до сих пор.

Детали и целое (Белая Луна, Белый Марс, Черный Юпитер)
Креативность и артистизм Марты не знали границ и касались практически всех жанров – она работала с художниками, музыкантами, дизайнерами, скульпторами и композиторами, заказывая им компоненты своего представления, лично участвуя в создании каждого нюанса. Даже других танцоров в своей труппе она обучала на собственном примере, долгое время являясь главным носителем новаторских техник, которым по сути она и сама обучалась в экспериментах. Нет сомнений в том, что все в ее произведениях – танец, скульптурные позы, жесты, костюмы, движение костюмов и сочетание цветов – не менее важны, чем музыка, свет и оформление. Все вместе создает спектакль потрясающей эмоциональной силы. С художественной практикой глубоко укоренившейся в ритме американской жизни и борьбы отдельного человека, Грэм привносила выразительную американскую чувствительность в каждую тему, с которой она работала. «Танец раскрывает дух страны, из которой он происходит. Если он не может сделать этого, он теряет свою целостность и значимость», – писала она.
Кроме того, следует отметить, что Марта была разносторонне одаренной творческой личностью с незаурядным умом. Для своих произведений она постоянно использовала мифы Древней Греции, библейские сюжеты, легенды американских индейцев, Японии, Европы, а также поэзию и литературные сюжеты.

Щедрость (Белая Луна, Белый Сатурн)
Танцор Глен Тетли говорил: «Марта была очень щедра. Так много людей «присвоили» ее уникальный язык тела, сознательно или бессознательно, и использовали его на своих выступлениях. Я ни разу не слышал, чтобы она сказала: «Такой-то и такой-то использовал мою хореографию». Она создала целое движение, которое осуществило революцию в мире танца, и создала то, что известно сегодня как современный танец. Теперь танцоры во всем мире изучают и исполняют современный танец, а хореографы и профессиональные танцоры смотрят ее постановки в поисках вдохновения. И это при том, что многие ранние критики описали ее танцы, как «уродливые», что, тем не менее, никак ее не трогало.

Сила воли (Черная/Серая Венера, временный обрыв энергетической связи со стихией Огня)
После ухода Марты со сцены, у нее началась глубокая депрессия, которая подпитывалась видом молодых танцоров, выполняющих многие из танцев, которые она ставила под себя и своего мужа. Ее здоровье резко ухудшилось, поскольку она злоупотребляла алкоголем, чтобы заглушить свою боль. В своих воспоминаниях она писала: «Прошло много лет после того, как я отказалась от балета, прежде чем я смогла смотреть, как кто-то другой танцует. Я считаю, что никогда не стоит оглядываясь назад, предаваться ностальгии, или вспоминать. Тем не менее, как можно этого избежать, когда смотришь на сцену и видишь танцора, на которого смотрят так, как смотрели на тебя тридцать лет назад, когда ты танцевал балет, который создал с кем-то, кого до безумия любил? Я думаю, что это круг ада Данте, который он опустил. Когда я перестала танцевать, я потеряла волю к жизни. Я осталась дома одна, очень мало ела, и слишком много пила и размышляла. Мое лицо стало ужасным и, наконец, моя система просто дала сбой. Я много времени провела в больнице, большую часть из которого – в коме».
После неудавшейся попытки самоубийства Марта была госпитализирована. Грэм не только вылечилась, но и взяла себя в руки. Она бросила пить, вернулась в свою студию, реорганизовала свою компанию и сделала десять новых балетов и многочисленных постановок.

Танец, длинною в жизнь (Огонь)
Марта танцевала и занималась хореографией более семидесяти лет. За это время она стала первой танцовщицей, которая выступала в Белом доме, первой танцовщицей, которая путешествовала за моря в качестве культурного посла и первой танцовщицей, которая получила наивысшую гражданскую награду - Президентскую Медаль Свободы. Как мать современного танца, она будет увековечена в памяти людей за свои невероятно эмоциональные спектакли, свою уникальную хореографию, и особенно за свою незаурядную технику танца. Бесспорно, Марта Грэм — это одна из немногих, кто заставил танцевальный мир измениться.