Галерея знаменитостей - Далай Лама XIV

Далай-лама Время рождения:
06.07.1935 04:38:00
Часовой пояс: +7
Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо (Далай Лама XIV) — духовный и политический лидер тибетского народа; «Океанский гуру» и политический правитель Тибета в период с 1940 по 1959, лауреат Нобелевской премии мира.

Интересные факты

Содействие (Белая Луна, Белый Юпитер)
Раннее детство будущего Далай-ламы проходило в атмосфере тяжелого труда – его родители, как и все прочие жители деревни, выращивали картофель, пшеницу и овес. Позднее он сделает многое, чтобы помочь трудной доле бедных крестьян. Его Святейшество видел первоочередную задачу в выживании тибетцев в изгнании и спасении их культуры. Для этой цели были основаны поселения тибетских беженцев, основным занятием стало сельское хозяйство. Экономическое развитие и создание системы образования способствовало воспитанию нового поколения тибетских детей, прекрасно знающих свой язык, историю, религию и культуру. Для сохранения обширного собрания учений тибетского буддизма – основы тибетского образа жизни, в изгнании было воссоздано свыше 200 монастырей.

Наставник (Белый Юпитер, Черное Солнце)
«Далай» означает в монгольском языке «океан» – в значении «Великий», «лама» в тибетском эквивалентно санскритскому слову «гуру» и имеет значение «учитель». Тэнцзину Гьямцхо была предначертана судьба наставника и проповедника, и всю свою деятельность и саму жизнь он посвятил реализации этой высокой миссии, колоссальной по своему масштабу. Отвечая на вопрос об источнике своего вдохновения, он часто приводит свое любимое четверостишие из труда прославленного буддийского святого Шантидевы:
Покуда длится пространство,
покуда живые живут,
пусть в мире и я останусь
страданий рассеивать мглу.

В самосовершенствовании он прошел долгий и сложный путь и получил степень доктора буддийской философии. Также он учил санскрит, медицину, логику, ораторское искусство и много прочих наук. Будучи тибетским лидером, Далай-лама XIV путешествует по миру, выступает перед тибетцами, обучает буддизму и много практикует сам. Среди его интересов – медицина и физика, экономика и окружающая среда, а также защита прав и миротворческая деятельность. У Далай-ламы XIV множество всевозможных наград и почетных степеней от мировых университетов. Его авторитет среди тибетцев и буддистов всего мира невероятно высок, а сам он не устает повторять, что в нынешнем воплощении у него есть три главные обязанности: разъяснение общечеловеческих ценностей, достижение гармонии между разными религиями и помощь тибетскому народу.

Духовный и политический лидер (Черный Меркурий, Белый Юпитер)
Зимой 1940 года Далай-лама XIV был официально введен в должность главы тибетского народа. Вскоре после этого Китай аннексировал Тибет, и провинция Лхамо попала под контроль китайских коммунистов. Далай-лама, как глава тибетского правительства, попробовал вести переговоры с Пекином, в надежде избежать полномасштабной войны, но китайские войска все же вошли в Тибет, и после девяти лет тщетных попыток договориться с китайскими властями, Далай-лама отправился в изгнание в Индию. За ним последовало около 80 тысяч тибетцев. С 1960 года Далай-лама проживает в индийском городке Дхарамсала, который называют «маленькой Лхасой». Там расположена штаб-квартира тибетского правительства в изгнании. Далай-лама руководил мерами по сохранению тибетской культуры: на территории Индии была создана система для обучения детей беженцев родному языку и культуре. В 1963 году Далай-лама представил проект демократической конституции Тибета. Она провозглашала свободу слова, вероисповедания, собраний и передвижения.

Всеобъемлющая любовь (Белая Венера)
Далай-лама отмечает, что все основные духовные традиции, невзирая на существующие философские различия, несут послание о любви. Говоря о нравственности, Далай-лама в первую очередь видит ее истоки именно в любви. «Нужно развивать способность любить. Именно к этому призывают религии. Но обычно, говоря о любви, мы думаем в первую очередь о своих близких, друзьях, и возникающее чувство стает пристрастным, к нему примешана большая доля привязанности. Подлинная же любовь — как та, что испытывает в теистических религиях Бог-Творец к своим созданиям, — беспристрастна. Такое чувство можно распространить даже на своих врагов. Ведь если рассуждать в контексте теистических традиций, наши враги — тоже создания Божьи». Духовный лидер убежден, что мы должны любить других, быть скромными, почтительными, ведь человек — социальное существо и в обществе очень важны любовь и взаимоуважение.

Ломка стереотипов (Черный Марс, Черный Меркурий)
Верность идее абсолютного служения людям не смогла помешать Тэнцзину Гьямцхо отойти от стереотипов и совершить «революционный» прорыв в религиозном мировоззрении, которое на протяжении веков казалось чем-то устоявшимся и незыблемым. Подобное новаторство Его Святейшества проявилось в отношении к науке и современной цивилизации. Ранее отношение религии к науке было достаточно категоричным и вызывало много сложностей, но встречи Далай-ламы с учеными помогли обнаружить существенное сходство между буддийским подходом и современной наукой. Буддизм призывает своих последователей все подвергать исследованию и анализу, проявлять здоровый скептицизм и ничего не принимать на веру. Далай-лама говорит: «В какие бы привлекательные формы ни была облечена информация, мы, тем не менее, подвергаем ее более глубокому исследованию и экспериментам. Это весьма научный подход».

Путь нравственного исцеления (Черный Сатурн)
Тонкому знатоку человеческой души со всеми ее травмами и надломами, страхами и страстями, заблуждениями и пороками, Далай-ламе хорошо видны не только первопричины и источники бесконечных душевных страданий, но и пути избавления от них. Находясь на недосягаемой для большинства людей нравственной высоте, он, тем не менее, способен понять несовершенства окружающих, прочувствовать чужую боль, а также указать, на первый взгляд, простой, но единственно правильный способ ее преодоления. Его мудрость помогает многим активизировать скрытые духовные силы и отыскать внутри себя защиту от собственных слабостей.
Далай-лама призывает объявить битву отрицательным эмоциям, развивать терпение, скромность и заявляет, что при должном отношении даже сильное страдание может стать благословением. «Страдание может быть скрытым благословением — преодолевая его, мы растем духовно. Испытывать страдания, в том числе гнев и привязанность, нас заставляют омрачения ума. Мы должны постараться объявить битву своим отрицательным эмоциям», — говорит он. Особое внимание духовный лидер тибетского буддизма уделяет пониманию терпения как «противоядия от гнева». По его словам, ментальные страдания (как и ментальные удовольствия) сильнее физических. «Страдания тела в принципе можно вытерпеть. А страдания в уме являются порождениями наших омрачений, цепляний за мнимое «я» и мнимое постоянство. Если кто-то говорит о вас дурно, не надо гневаться на него, потому что если он говорит это со зла или по глупости, то сам является объектом для сострадания», — отметил Далай-лама.